В нынешнем году местные ВУЗы выпустят на рынок труда порядка 10 тысяч молодых специалистов. Все указывает на то, что на этом самом рынке их не ждут. Спрос заметно уступает предложению практически по всем сегментам, а традиционно присущая выпускникам излишняя амбициозность совершенно убивает их и без того не очень-то ценимые на нынешнем рынке труда качества.
Можно ли сделать так, чтобы и компании сыты, и выпускники целы?
Отрезанный ломоть
Перед ответственными товарищами в системе образования и экономике встала непростая задачка. Этим летом на рынок труда области выйдут тысячи выпускников вузов, которые вынуждены будут искать работу на кризисном рынке труда. Портрет среднестатистического молодого специалиста пугающе однообразен:
1. У такого человека нет или почти нет опыта работы. И что самое страшное – нет опыта работы по специальности.
2. Мало знаний, которые он умеет применять на практике.
3. Завышенная самооценка. Оставим в стороне вопрос о субъективности этого показателя. Факт остается фактом. Большинство выпускников уверенны, будто после получения диплома, к примеру, по специальности «менеджмент» их с распростертыми объятьями ждут у руля какой-нибудь компании или хотя бы ее отдела.
4. Не менее завышены и зарплатные ожидания. В то время как рынок «просел» по зарплатам чуть ли ни вдвое, студенты старших курсов все еще претендуют на оплату труда от 20 тысяч рублей.
Это все безотносительно конкретной специальности или вуза. Подобные проблемы наблюдаются у подавляющего большинства выпускников. Раньше работодатели плевались, но принимали многих из них на работу, потому что не было выбора. Что делать с этими людьми теперь?
Бюджетной строкой
Власти настолько серьезно задумались над решением этой проблемы, что даже готовы это решение финансировать. Абсолютно в духе предложения по «перереформированию» образовательной системы (см. «Студент до Востребования») правительство области предполагает три варианта «спасения»:
Первый - искусственно удержать выпускников 2009 года в вузе с помощью льготных или бесплатных аспирантуры, магистратуры и т.п.
Второй - дообучить молодых специалистов востребованным знаниям в дополнение к «старой» специальности.
Третий – переобучить выпускников новым потенциально востребованным специальностям, вплоть до рабочих.
Первый вариант можно оставить без комментариев. А вот второй и третий куда перспективнее. Тут встает вопрос, чему собственно дообучать и переобучать? Чего не хватает работодателям в нынешних выпускниках, чтобы все-таки взять их на работу?
Работать не по-детски
На эту тему 7 апреля 2009 года в стенах Бизнес-школы УГТУ – УПИ на кафедре «Управление человеческими ресурсами» прошел круглый стол «Новые требования к сотруднику в компаниях». В круглом столе приняли участие руководители предприятий и представители служб управления персоналом, ведущие преподаватели кафедры и выпускники (всего 10 человек). Были представлены торговые и строительные компании (включая инженерные технологии), гостиничный (международный) бизнес, предприятие по информационным интеллектуальным технологиям. Более двух часов собравшиеся обсуждали:
· Как проходили увольнения в компаниях (критерии, эмоции, кто остался)
· Кого оставили после сокращения в компаниях (какие категории, мотивация, основные требования к квалификации)
· Если бы пришлось принимать новых сотрудников (выпускников) на что обратили бы внимание в первую очередь.
· Чему учить выпускников для того, чтобы их «купили на рынке».
По последним вопросам обозначились как уже ожидаемые требования к выпускникам, так и несколько неожиданных выводов.
Рынок действительно требует определенный «опыт работы» – но как для выпускников, так и для работодателей понятие «опыт профессиональной деятельности» размыто и не имеет четких критериев. В результате общения выяснилось, что для работодателей опыт – это «опыт приходить вовремя на работу», «самостоятельно выполнять свою работу», опыт «людей уже оштрафованных кем-то и кем-то уже премированных», то есть им нужны люди «уже обтесанные и знающие что такое деньги для них самих и для компании».
Что должно быть у выпускника (имеющего или немеющего опыт работы)? Четкое представление о ежедневных действиях на рабочем месте, дисциплине, алгоритме самостоятельного (без «дергания» других сотрудников и руководителей) выполнения поставленных задач, а также мотивация делать все то, что потребуется в тот момент руководителю (даже если это не совпадает с должностной инструкцией).
Иными словами, востребованы те, кто знает, что такое работа в бизнес-системе. Нужны молодые специалисты с, как принято говорить, «взрослым» отношением к рабочему процессу. Кто же такие эти «взрослые»? Да хотя бы те, кто боятся потерять работу, кто ценит премии и страшится штрафов, те, кто понимает необходимость подчиняться интересам организации, потому что это в его личных интересах. Я бы назвал таких людей управляемыми, понятными, без лишних фантазий. Работодатели же привыкли называть их интересным термином «вменяемые».
Вопрос - зачем же тогда руководителям вообще рассматривать выпускников, если у них со всем вышеперечисленным проблемы?
Ответ – потому что молодые специалисты дешевы. Их проще «обломать» по зарплате, дешевле нанять. Но, как видно, ими труднее управлять в рамках привычной системы мотивации и от них труднее получать нужный результат. И если бы как можно большее число выпускников поскорее переставали быть наполовину детьми, а выучивались «взрослому» (расшифровывать уже не надо) отношению к труду, работодатели получили бы приемлемый товар по сходной цене.
На что пенять
Понять работодателей можно: они всегда страдают от того, что люди плохо "заточены" под компании и бизнес, как таковой. А сейчас у них действительно есть преимущественное право формулировать свои требования.
Но нужно так же понимать, что сбивая с выпускников «спесь», можно удариться в другую крайность – сильно напугать их, загнать в угол.
Всем ясна необходимость адаптироваться на рынке труда. Понятно, что сейчас нужно искать применение если не всем, то хотя бы части своих способностей. Возможно, искать приработки или даже меня профессию. Но делать это надо грамотно, расчетливо, понимая, почему вы сейчас это делаете, почему вы сейчас должны стоить на рынке меньше или временно сменить направление работы. Такое подход будет лучшим доказательством «взрослого» отношения к работе, ответственного отношения, не только перед работодателем, но прежде всего и в первую очередь перед собой.
Источник: e1.ru